Ведётся набор в походы:
Дорога домой
Активные приключения:
Дорога домой
Хлеб и зрелища
Золотая лихорадка
Лэйв. Тайны миров
Добро пожаловать, гость!
Представьтесь:
Имя:
Пароль:

   

 
Одежда в средневековом фэнтези
Писатели, художники, реконструкторы, ролевики... Все они рано или поздно встают перед вопросом — чем, как и почему герои средневекового фэнтези прикрывали свой срам? Ответ в этой статье.

Любители западноевропейского фэнтези хорошо знакомы со средневековьем, однако сфера их интересов чаще всего ограничивается оружием, легендами и чудовищами. Вопросы об одежде тех времен решаются скорее интуитивно, чем исторически.
Между тем, неправильный средневековый гардероб — это примерно же самое, что и рыцари Камелота верхом на боевых слонах.
Романтики и сказки в старинной одежде нет даже в помине.
Хотели бы вы сыграть роль благородного аристократа, испанской принцессы, храброго воина или богатого купца? А если при этом вам пришлось бы танцевать на балу без нижнего белья, но зато в короткой рубашке и обтягивающих шерстяных колготках?

Не лыком шит
Как и в средневековье, основным материалом для производства фентэзийной одежды была шерсть, преимущественно овечья. Ее качество варьировалось в очень широких пределах и зависело, прежде всего, от породы овцы и того региона, где она содержалась. Шерсть считалась наилучшей, если овцы выращивались в холодном влажном климате, где сезоны выпаса были продолжительными.
Длинные белые волокна были гораздо лучше темных коротких, поскольку из них получалась более прочная нить, выдерживавшая сильную окраску. Цены на готовую шерстяную ткань также разнились — в зависимости от особенностей процесса ее изготовления, качества шерсти и цвета окраски.
Одно из наиболее распространенных заблуждений — якобы в фентэзи простые люди поголовно одевались в тряпки мышиного цвета, и лишь самые богатые и знатные щеголяли всеми оттенками радуги. На самом деле цветная одежда была достаточно распространена даже среди простолюдинов.
Другой вопрос в том, что стоила она заметно дороже некрашеной, а потому доставалась из сундуков лишь по особым поводам.

Самая дешевая ткань была шероховатой и неприятной на ощупь. Ее делали из низкопробной темной шести, часто подмешивая туда льняные или конопляные волокна. Ткани классом выше были более светлыми, легкими и «воздушными» — зачастую их волокна сплетались не прямой «рогожкой», а узорчато, например — «елочкой». Их также подвергали валке, то есть пропускали через специальное устройство, создававшее давление на ткань, смоченную мыльным или кислым раствором. В результате та становилась более мягкой, плотной, теплой и ровной. Самая дорогая ткань по своим качествам приближалась к шелку.

Готовую ткань дорогих «сортов» обрабатывали органическими красителями, что еще больше увеличивало ее стоимость. Например, листья вайды придавали ей синий цвет (от бледного до глубокого индиго), а в комбинации с другими травами — различные оттенки зеленого.Одним из самых дорогих красителей был кермес (насекомое из
группы травянистых тлей), живущий на дубах. Самки умерщвлялись при помощи уксусной кислоты, после чего их высушивали, перетирали, растворяли в воде и получали отличную краску пурпурного цвета.

Аристократы в фентэзи (да и огромное количество «героев») часто любят одеваться в черное. Этот цвет достигался смешением кермеса и железного купороса. Добавьте в кермес глинозем — и пурпурный цвет приобретет кровавые оттенки. Сочетание кермеса с железными солями окрашивало ткань в фиолетово-серые тона, с медью и винным камнем — в оливково-зеленые, а с оловом и винным камнем — в канареечно-желтые.

Все дело в шляпе
При окраске фетра (войлока) шляпники использовали цветовые стабилизаторы, содержащие ртуть. Защиты для рук у них не было, и ядовитый металл свободно впитывался сквозь кожу. По этой самой причине многие шляпники страдали от нервных расстройств и заканчивали трудовую карьеру в местах не столь приятных. Отсюда пошло выражение «безумный шляпник».

Некоторые персонажи классического фэнтези испытывают слабость к кожаным одеждам и шкурам. Однако, следует учесть, что эти материалы ассоциировались с варварством, а поэтому использовались очень ограниченно и лишь в таких вещах, как перчатки, пояса, фартуки, ботинки и броня. Небольшие меховые вставки служили украшением одежды, а подшитая меховая изнанка утепляла ее. В дело обычно шли благородные меха с коротким
густым ворсом — соболь, горностай или белка.

Люди с ограниченным достатком делали (или покупали) ткань и шили себе одежду сами. Зажиточные граждане поручали шитье портному, под свой индивидуальный размер. Если требовалась одежда представительского класса — с мехами и узорами — к работе подключались скорняки и вышивальщики.
Королевские семьи обычно содержали при дворе собственных портных — нередко по одному мастеру на каждого взрослого аристократа «голубых кровей». Это, впрочем, вовсе не значило, что благородные дамы не умели обращаться с иголкой. Они и вышивали, и плели кружевные тесемки — но лишь в рамках лёгкой доработки уже готовых изделий.
В фэнтези сложился стереотип, согласно которому герой может прийти в лавку (на рынок) и одеться там с ног до головы. На самом деле все обстоит несколько иначе: подобных магазинов не существует, однако при желании готовую одежду все же можно найти. Торговцы тканями предлагали своим клиентам различные аксессуары (перчатки, шляпки, носки, чулки, рубашки). У портных также иногда имелись изделия на продажу — те, за которые им не заплатили прежние клиенты.

Встречают по одежке
Чтобы понять, что должно одевать герою фентэзи мира, обратимся к средневековым нарядам.
В раннем средневековье разница между мужской и женской одеждой была выражена не так явно, как в более поздние периоды. И господа, и дамы охотно носили платье, названное «блио» .
Мужчинам дозволялось надевать укороченные варианты (по лодыжку, икры или бедро), а женский подол должен был достигать земли.

Котарди и блио.
Длинные платья (как мужские, так и женские) прилегающего контура с узкой талией назывались котарди. Более дорогой и пышной альтернативой был упеленд — очень свободное складчатое платье с широкими (1-3 метра) рукавами. Широкая и тяжелая юбка
выработала у женщин привычку придерживать перед собой часть подола — жест,который вы наши дни ассоциируется со старинными церемониями.

Появлением мужской моды мы обязаны доспехам. Платье еще годилось для носки кольчуги, но под более тяжелую броню надевать его было крайне неудобно. Тогда был придуман пурпуэн , он же жупон — короткий, облегающий, стеганый и с длинными рукавами. Из особой поддоспешной одежды он вскоре превратился в гражданскую — выгодно подчеркивающую талию мужчины, расширяющую плечи и «выпячивающую» его грудь.
Сюрко — несложная накидка с вырезами по бокам — некогда была покрывалом для рыцарских доспехов.

Чуть позже на основе блио был создан знаменитый камзол дублет, который сперва был чем-то вроде второй рубашки с вырезом, а впоследствии стал носиться в качестве верхней одежды.
Изначальный дублет, потерявший длинные рукава, дожил до нашего времени под названием «жилет».
С дублетом полагалось носить колготки и фрейдистский гульф.

Так как «юбка» дублета была чисто декоративной, мужчинам пришлось существенно удлинить чулки, превратив их в колготки.
Они не были вязаными и слегка растягивались лишь за счет того, что ткань резали не вдоль волокон, а по диагонали. Из-за недостаточной эластичности колготки плохо удерживались на теле и постоянно норовили упасть. Во избежание конфуза их приходилось подстегивать к дублету.
В мужской моде надолго закрепилась традиция подчеркивания внешних достоинств — камзолы с «мускулистыми» рукавами, грудь колесом, открытые ноги и специально удлиненный, выступающий вперед гульф, надеваемый на самое интересное место поверх колготок (последние хоть и сходились на бедрах, но оставляли это самое место открытым).
Изначально гульфы были призваны защищать гениталии рыцаря. Позже они стали модным аксессуаром — их украшали брильянтами, использовали в качестве кошельков для хранения денег и даже нюхательного табака.

Нижняя рубашка

Вы спросите — а как насчет нижнего белья? Наиболее подходящим под это определение предметом была нижняя рубашка — короткая мужская туника и длинная женская шемиза. Все они одевались на голое тело и выполняли две функции — защищали его от натирания
грубой верхней одеждой, а также собирали пот и выделения сальных желез (не забывайте о том, что помывка в те времена производилась нечасто). Шемизу из хорошего льна носили лишь состоятельные женщины. Простолюдинки использовали более грубую ткань для исподнего, либо вовсе обходились без него.
Естественно, нижнее белье приходилось регулярно стирать, в то время как верхняя одежда подвергалась лишь сухой чистке.

Мужские и женские головные уборы.
На вершине женской моды стояли головные уборы. Ходить с непокрытой головой позволялось лишь молоденьким девочкам.
Длинные волосы считались фактором обольщения. Женские уши некоторое время считались едва ли не срамным местом, а срывание головного убора дамы было
равносильно обвинению ее в занятии проституцией.
Если сильный пол носил различные колпаки, а позднее — береты, то женские головные украшения первоначально были простым куском материи, перевязанным тесемкой. С этой тканью можно было комбинировать все что угодно — от платка, свернутого в кольцо на манер тюрбана, до тока — женской шляпки без полей, напоминающей по форме корону.
Но по-настоящему причудливыми были женские головные уборы, создаваемые на основе проволочных каркасов, — любой формы и цвета, с вышивкой, драгоценностями, прозрачными вуалями.
Именно так в 15 веке был создан знаменитый аристократический хеннин — конусовидная шляпка, «визитная карточка» средневековой принцессы или феи (надо сказать, что
просуществовал он недолго и был запрещен церковью). Такие невероятные конструкции плохо закрывали волосы, поэтому женщины начали удалять их в передней части головы, создавая модные «высокие лбы».

В пух и прах
Богачи могли позволить себе те же самые наряды, что и аристократы. Но как в таком случае можно было на взгляд отличить выскочку-купца от благородного сеньора? Во избежание неудобных ситуаций с классовой идентификацией, а также под давлением церковников и ради сбережения наследства модных наследников-транжир (быть знатным еще не означает быть богатым) во многих европейских странах издавались законы, регламентирующие повседневный «дресс-код».
Некоторые материалы, фасоны, цвета и даже украшения позволялось носить лишь при наличии хорошей родословной.
Правила были разные — например, в зависимости от родовитости дамы определялась длина ее шляпки-хеннина, а ботинки с острыми носами дозволялось носить лицам из сословия ремесленников и выше.

Средневековая одежда выполняла множество других «распознавательных» функций. По цветам и гербам ливрей слуг можно было определить знатность их хозяев. Члены ремесленных гильдий также имели собственную цветовую гамму.
Монахов-францисканцев прозвали «кордильерами» из-за их поясов, сплетенных из веревок (кордов). Прокаженные, проститутки, евреи, сарацины и иногда даже христиане были обязаны носить особую одежду или знаки на ней.
Розовый цвет считается женским именно с тех времен, поскольку он представляет собой более бледную версию «мужского» красного цвета — символа богатства, силы, ярости и крови. Синий цвет одежды означал доброту, зеленый — весну и молодость, желтый — какие-либо пороки (цвет трусов и проституток), черный — благородство, а белый — чистоту. Вместе с тем обычая надевать на свадьбу белое платье тогда еще не было — люди просто шли под венец в своей лучшей одежде.


Источник: "Энциклопедия моды", "Мир фантастики"
Этот свиток принесли в Лэйв 15 Мар 09
За свитком следит: Лиарра
Если у вас есть добавления, напишите заметку на полях, и следящий за свитком перенесёт ценные знания в текст свитка.

Нет комментариев

Извините, вам не разрешено добавлять комментарии.



Схема города
Поднебесье
Подземелья

Сказать во всеуслышанье (чат)


Лэйв © 2004 | Создатели сайта: Линнар и Маргарита Сайт создан в системе uCoz