Ведётся набор в походы:
Дорога домой
Активные приключения:
Дорога домой
Хлеб и зрелища
Золотая лихорадка
Лэйв. Тайны миров
Добро пожаловать, гость!
Представьтесь:
Имя:
Пароль:

   

 
Элементарно! - Или порождения четырех стихий

Каким-то образом он был вырван из цивилизованного мира и отброшен на миллионы лет назад, к тем временам, когда человек в одиночку противостоял силам природы. Еще недавно Рэделл был облачен в сталь и мог метать молнии. Сейчас же он повержен наземь и сражается с силами огня, воздуха и воды.
Роберт Шекли, «Земля, воздух, огонь и вода»

Огонь, вода, земля и воздух. Основа всех вещей. В богах и волшебных тварях обычно преобладает одно стихийное начало, а в обычных живых существах — их сложное сочетание. Гиппократ считал, что в организме человека текут четыре «сока»: желтая желчь (огонь), черная желчь (земля), кровь (воздух) и слизь (вода). Какой из этих элементов главенствующий, до сих пор неясно, ведь даже в классической греческой философии отсутствовало единое мнение на этот счет. Анаксимен считал, что раньше всего появился воздух, Эмпедокл учил о первенстве земли, Фалес объявлял основой всего сущего воду, а Гераклит — огонь.
Философы, оккультисты, священники, алхимики, летописцы, путешественники, астрономы и писатели — все они были увлечены разнообразной фауной нашего мира, существами как вымышленными, так и настоящими, но причудливо изукрашенными человеческой фантазией. Некоторые экземпляры этого зверинца выделялись особо. Они были порождениями четырех стихий, их духами или прямыми физическими проявлениями. Описания «элементалей» непохожи друг на друга, а информация о них чрезвычайно путана. Сегодня мы заглянем в энергетический «подвал» вселенной и посмотрим, что за создания обитают там.
Огонь
Самый яркий во всех смыслах этого слова элемент — огонь. Он дает нам тепло и свет, гипнотизирует танцем. Порой кажется, что где-то среди углей есть живые существа — они извиваются в такт движениям языков пламени и вот-вот выскочат наружу. С легкой руки Парацельса (1493—1541) такими обитателями огня стали считаться саламандры — небольшие земноводные ящерицы черно-желтого окраса, часто впадающие в спячку внутри старых бревен. Когда люди использовали их зимнее жилище для растопки, спящие амфибии быстро отогревались и пытались выскочить из огня. Вероятно, это и породило легенду о несгораемых ящерицах, отличающихся от своих реальных сородичей наличием шести ног.
Другая легенда гласит о том, что первым европейцам, прибывшим в Китай, была продемонстрирована чудо-ткань, которая не поддавалась огню. Предполагали, что она сделана из шкуры саламандр, но вероятнее всего, этот материал был «усилен» волокнами асбеста.
Огненные саламандры упоминаются у Клайва Льюиса и Джоан Ролинг (также она придумала пеплозмеев, рождающихся из магического огня). В «Плоском мире» Терри Пратчетта они применяются вместо фотовспышек, а в «Ксанфе» Пирса Энтони саламандры даже умеют извергать огонь.
Поставьте на огонь сосуд с водой — и она быстро исчезнет, превратившись в пар. Древние алхимики считали огонь воплощением сил трансформации. Он меняет свойства вещей, и в мире нет ничего, что было бы ему неподвластно. При этом огонь — не слепая всеразрушающая сила. Его изменяющие свойства настолько сильны, что пламя может превратить смерть в жизнь.
Ибо Господь, Бог твой, есть огонь поядающий...
Второзаконие, 4:24
Существуют растения-пирофиты (от греческого pyr — огонь и phyton — растение), живущие лишь благодаря частым пожарам. Коробочки с семенами у австралийской акации настолько плотны, что открываются только в огне. Старые стволы акации сгорают, а из их пепла вскоре появляются свежие ростки. Подобное явление — визитная карточка еще одного легендарного огненного существа, феникса.
Прометей принес людям огонь и свет, однако не следует забывать, что свет исходит еще и от Люцифера — Сатаны. Огонь может быть не только очищающим и благотворным (к примеру, священник Джованни Карпини сообщал, что перед аудиенцией у хана Батыя его заставили пройти меж двух костров, чтобы нейтрализовать христианское колдовство и яды), но также проклятым.
Самые известные представители злых огненных существ в фэнтези — толкиновские барлоги. Автор называл их духами огня и великих теней. Изначально они были одними из майар, то есть родственниками Гэндальфа и Саурона. Попав под дурное влияние Мелькора, барлоги превратились в чудовищ и стали самыми мощными воинами тьмы во всей Арде. Согласно «Сильмариллиону», почти все они были перебиты в Войне Гнева, а те, что уцелели, попрятались у корней гор.
Внешний облик и способности барлогов описаны Толкином очень скупо. Их принято изображать крылатыми, однако сам автор употреблял слово «крылья» в качестве метафоры, подразумевая под ними тьму, клубящуюся позади этих огненных демонов. Судя по всему, барлоги сохранили часть способностей майар к перевоплощению. Они могли принимать форму черной тучи, вспыхивать огнем, вырастать или уменьшаться. Упав в подземное озеро, противник Гэндальфа потух и «стал скользким чешуйчатым гадом».
Один из самых древних и почитаемых богов индуизма — огненный Агни — ездил на овнах (огненных знаках зодиака), реже — попугаях. Христианские символы Святого Духа — огонь и голубь. Арабские джинны были созданы Аллахом из «бездымного огня». Для китайцев огонь воплощается в красной птице (очень разборчивой в еде и насесте), японцы отождествляют огонь с животными вообще (в особенности хищными, полными голода и движения), а некоторые североамериканские индейцы представляют его в виде мыши.
В «Младшей Эдде» есть сказание о том, как бог Локи соревновался с неким человеком по имени Логи в скорости еды. Им вынесли огромное корыто с мясом, и оба успели съесть поровну — однако Локи ел только мясо, а Логи сожрал и мясо, и кости, да еще и половину корыта. Позже Локи узнал, что его перехитрили, ведь Логи был живым воплощением огня.
В так называемой «мифологии Ктулху» существует несколько типов огненных существ, придуманных последователями Лавкрафта. Согласно Августу Дерлету, где-то в глубинах мироздания живет Ктуга (Cthugha) — «элементарное» божество огня, похожее на маленькое солнце. Ктуга повелевает огненными вампирами — подвижными яркими точками, воспламеняющими все, к чему прикоснутся.
Дональд Уондри придумал для Ктуги высшего священника — разумную сферу голубого огня по имени Фтагга (Fhtaggua). Автор писал, что огненные вампиры живут в огромном здании на поверхности кометы Ктунга. Они путешествуют по вселенной в поисках разумной жизни, ибо мыслительная энергия — основной источник их пищи. На Землю огненные вампиры прилетят через 400 лет.
Вода
У всемирного океана нет ни начала, ни конца. Он способен растворить землю, затушить огонь, наполнить воздух невидимыми парами, собраться в облака, на которых будут жить боги, и пролиться на землю дождем, дав жизнь смертным тварям. Подобно огню, вода очищает, освящает, дает жизнь — и губит ее (иногда для того же очищения — например, Всемирный потоп). В глубинах океана живут самые крупные и ужасные монстры нашей планеты. Там же находится особый загробный мир, где обитают утопленники и их коварные спутницы — морские девы.
Думающие так не знают, что вначале словом Божьим небеса и земля составлены из воды и водою.
Второе Послание Петра, 3:5
У эскимосов есть легенда о Седне — юной девушке, по ошибке вышедшей замуж за некоего злого духа. Когда отец попытался вернуть ее домой, на море случился страшный шторм. Испугавшись, отец бросил Седну в воду. Та ухватилась руками за лодку, но отец отрезал ей пальцы. Девушка попыталась ухватиться за лодку культями рук — отец отрубил и их. Седна утонула, а из ее отсеченных конечностей выросли морские животные — рыбы, тюлени, киты. Сама же девушка стала царицей мира мертвых.
У ацтеков главным водным существом был журавль, а у китайцев — черная черепаха или змея (существа, символизирующие долголетие). Существует легенда о том, что однажды черепаха-самка захотела любви от самца змеи и перестала обращать внимание на своего мужа. Тот впал в ярость, однако не смог ничего поделать, так как самка отгоняла его от себя, поливая мочой. С тех пор женщин-изменниц принято называть «черепахами».
Среди всех порождений воды самые древние и уважаемые — водные змеи. Шумеры и вавилоняне поклонялись богине Тиамат — огромной рептилии, наполнившей новорожденную вселенную водой и «давшей начало всем вещам». В отместку богам — убийцам ее мужа — она создала монстров: демонов, гигантских морских змей, людей-рыб, людей-скорпионов и многих других. Бог Мардук убил Тиамат, рассек ее тело на две части и создал из них небо с землей. Плачущие глаза Тиамат стали истоками Тигра и Евфрата — рек, посреди которых возник один из величайших очагов человеческой культуры.

Скандинавский «коллега» Тиамат — мировой змей Ёрмунганд — один из трех детей Локи, живущий в океане и обвивающий всю Землю. В конце света ему суждено покинуть воду, отравить небо и встретиться в бою с громовержцем Тором. Последний убьет Ёрмунганда, однако сделает всего девять шагов и умрет от его яда.
Земля
Четыре элемента природы не зря называются стихиями. Они изменчивы и непостоянны — все, за исключением земли. Вокруг нее вращаются воздух, огонь и вода. Согласно поверьям христиан, мусульман, древних египтян и вавилонян, первый человек был сделан из земли (в Китае один из младших символов земли — «король безволосых животных», то есть человек). Она же давала Антею, сыну Геи и Посейдона, неограниченную силу — до тех пор, пока Геракл не победил его, подняв над землей.
Род проходит, и род приходит, а земля пребывает вовеки.
Екклесиаст, 1:4
В европейской эзотерической традиции воплощением земли стали гномы — волшебные человечки, умеющие передвигаться под землей с невероятной скоростью. Парацельс также называл их пигмеями, духами и замечал, что земля — их родная среда обитания, поэтому они ходят под ней так же легко, как рыбы плавают в воде или наземные существа преодолевают воздух. Термин «гномы» этот врач изобрел сам, вероятно, взяв за основу слово genomos (живущий в земле).
Гномы могут воевать с другими элементалями. Например, попадание молнии в скалу расценивалось как нападение саламандр на гномов. Тела последних состоят не из смертной плоти, а из земного «эфира», однако это не мешает им проявлять интерес к материальному миру, специализируясь на поиске сокровищ (разработке рудных залежей) и хранении кладов. Гномы умеют повелевать минералами — причем как в земле, так и в живых существах. Благодаря этому они способны помочь лекарям сращивать сломанные кости.
Традиционный облик гномов — маленькие толстые старички с длинными белыми бородами и коническими шляпами. Их женщины зовутся гномидами, а их король носит имя Гоб (отсюда, по всей видимости, произошло слово «гоблин»). Гномы бывают добродушными и зловредными, однако в любом случае они довольно прожорливы и скупы. Чаще всего в контакт с гномами вступают дети, так как им проще поверить в магию и увидеть существ тайного мира.
Фантазии Парацельса быстро смешались с европейским фольклором. Гномы породнились с кобольдами, цвергами, лепреконами и дворфами, вызвав легкую путаницу среди любителей фэнтези (в ролевой игре Dungeons & Dragons гномы и дворфы — отдельные расы). Нам повезло больше других стран — в России, за неимением аналогичных фольклорных существ, этот оккультный термин стал применяться в обобщенном виде ко всем разновидностям подземных карликов-рудокопов.
В романе Айзека Азимова «Академия на краю гибели» описана планета Гея, представляющая собой единый сверхразумный организм. Все живые существа и даже неодушевленные объекты, находящиеся на ее поверхности, объединены в телепатическую сеть. Коллективный разум Геи может влиять на мысли и эмоции, передвигать огромные массы материи, вмешиваться в работу компьютеров, контролировать климат планеты, хранить и обрабатывать значительные объемы информации, проникать в гиперпространство, вырабатывать электричество, а также уничтожать материю. Цель Геи — распространить свое влияние на другие звезды, став гигантской разумной Галаксией.
В похожем контексте Гея (Gaia) присутствует во вселенной Final Fantasy и в настольной ролевой игре Werewolf: The Apocalypse, где оборотни выступают защитниками матери-земли.
Воздух
В отличие от остальных стихий, воздух невидим. Его нельзя взвесить (по крайней мере, так думали древние) или уничтожить, но он может быть легко вытеснен другими элементами и становится осязаем при малейшем своем движении. Вода — основа любой жизни, однако без воздуха человек может прожить лишь несколько минут. Будучи самым легким и неуловимым элементом, воздух — ведущая сила воображения, вдохновения, мечтания и свободы.
Согласно Парацельсу, элементали воздуха — сильфы (женские особи — сильфиды). Вероятнее всего, автор выдумал их, как и гномов. Подобно последним, сегодня сильфы считаются не алхимическими духами воздуха, а некоей разновидностью своих ближайших мифологических родичей — спрайтов и фей (тех, которые представляются нам крохотными крылатыми человечками).
Упоминания о благостном воздушном народе имелись еще в античности. Сократ устами Платона (диалог «Федон») сообщает, что все люди живут в «углублениях» земли, считая ее поверхностью планеты, однако где-то очень высоко, на «крайнем рубеже воздуха» имеется еще один мир. Для нас он выглядит совсем иначе, ведь рыбы, высунувшиеся из воды, также увидят небо другим — чистым и ярким.
Согласно средневековым поверьям, сильфы часто путешествуют, используя для этого облака или собственные крылья, придают форму снежинкам, умеют менять облик (даже превращаются в обычных людей), никогда не старятся, по природе своей умны, дружелюбны и веселы, но идут на контакт нечасто, предпочитая другим собеседникам поэтов, артистов, художников и прочих представителей творческих профессий.
Воздушные элементали встречаются даже в фантастике. Аэрион — одна из героинь фильма «Хроники Риддика» — принадлежит к их роду (по крайней мере, так сказал один из некромонгеров). Она состоит из плотного воздуха и не имеет веса, что позволяет ей воспарять над землей при малейшем дуновении ветра. Воздушные элементали вселенной Риддика — существа бесстрастные и высокоразумные, привыкшие действовать по заранее составленному плану и избегающие военных конфликтов. Если верить Алану Дину Фостеру, адаптировавшему фильм в книжный формат, элементали — боковая ветвь человечества, причем во вселенной существуют не только воздушные, но также огненные, земные и водные существа.
* * *
К сожалению, сегодняшнее восприятие элементалей имеет мало общего с мифологией или алхимией, а чаще всего сводится к шаблону, созданному игрой Dungeons & Dragons почти 30 лет тому назад. Согласно ему, элементали — это не первобытные силы природы, а дикие и опасные существа из иного, «стихийного» измерения, призываемые магами в наш мир. Элементали D&D, компьютерных игр и книг — безликое «пушечное мясо», которое бросают в самую гущу свалки и губят безо всякого сожаления.
Тем не менее элементали, близкие к их изначальному пониманию, хорошо известны каждому из нас. Они совершенно непохожи друг на друга: драконы и мыши, джинны и русалки, боги и люди... Но их объединяет нечто более важное, чем принадлежность к тому или иному классу существ. Они — древние символы природы, воплощающие качества четырех краеугольных камней нашего мира: огня, воды, земли и воздуха.



Этот свиток принесли в Лэйв 23 Ноя 07
За свитком следит: Рыцарь-с-пером
Если у вас есть добавления, напишите заметку на полях, и следящий за свитком перенесёт ценные знания в текст свитка.

- Комментарии -
№1 написан 19 Апр 08 в 08:32 Спам
Дориан
Статья уважаемого рыцаря обширна, но увы - для игры малопригодна.
Как всегда оставляю за собой право дать небольшие подсказки-наставления игрокам и Мастерам, в чьих приключениях предусмотрены подобные создания.

Элементали.

Олицетворение стихийных сил природы - земли, воды, огня и воздуха. В наш мир попадают лишь будучи вызванными магическими средствами и обязательно принимают форму, соответствующую своей стихии.

Уничтожить их можно только с помощью магии. Следует учитывать, что элементаль неуязвима для заклинаний, использующих соответствующий ей элемент (например, ледяная стрела для элементали воды, огненный шар для элементали огня). Кроме того, их можно изгнать посредством соответствующих заклинаний (изгнания).

В "реальном" мире могут проводить очень ограниченное время, поэтому, как правило, маги редко прибегают к их использованию - слишком много усилий по вызову и слишком недолговечный результат.

Элементаль земли обычно принимает форму огромного гуманоида, состоящего из грязи, земли, камня и всего, что можно найти в почве. Она медлительна, зато может без малейшего труда и в любом направлении проходить через камень и землю в любой их форме. Удары громадных кулаков элементали наносят страшные повреждения, особенно каменным и земляным постройкам.

Воздушная элементаль представляет собой бесформенное облако, способное атаковать сильным порывом ветра и превращаться в ужасный смерч. В своей родной стихии - воздушном бою - она наиболее могущественна.

"Функциональость" элементали воды ограничена. Этот дух, принимающий форму гигантской волны с водяными отростками-руками, крайне разрушителен на море - способен останавливать или топить даже самые крупные корабли, - но на земле слаб и медлителен. К тому же он не может удаляться от породившего его водоема более чем на несколько шагов.

Огненная элементаль является, пожалуй, наиболее смертоносной. Она принимает облик свободно перемещающегося пламени с глазами и пылающими "руками", которое поджигает все на своем пути.

№2 написан 24 Апр 08 в 02:58 Спам
Рыцарь-с-пером
Добавляя статью, я не преследовал цели облегчения кому-либо игры в будущем. Материал понравился прежде всего с культурологической точки зрения и таким любопытным текстом естественно захотелось поделиться. Оригинал можно увидеть на сайте журнала "Мир фантастики".

Извините, вам не разрешено добавлять комментарии.



Схема города
Поднебесье
Подземелья

Сказать во всеуслышанье (чат)


Лэйв © 2004 | Создатели сайта: Линнар и Маргарита Сайт создан в системе uCoz